Главная Гостевая книга Новости Типы станций Даты метро Поиск
Алматинский метрополитен

Алматинский метрополитен — один из видов городского транспорта в городе Алматы Республики Казахстан. Алматинский метрополитен стал первым метро в Казахстане, вторым в Центральной Азии (после Ташкентского метрополитена) и шестандцатым в СНГ. Первый участок был торжественно открыт 1 декабря 2011 года.

История

В 1978 году был утверждён Генплан города, в котором была указана первая трасса метро. В 1980 году председатель Совмина СССР Алексей Косыгин подписал постановление за № 1537-р, которым предписывалось разработать технико-экономическое обоснование, спроектировать и начать строительство метрополитена в Алма-Ате. 3 июня 1981 года Совмин Казахской ССР принимает решение «О неотложных мерах по подготовке к строительству метрополитена в г. Алма-Ате». Строительство метро началось в 1988 году, после подписания распоряжения Н. Назарбаевым. Срок окончания строительства определили на 1997 год. Строительство велось на средства союзного бюджета, Казахская ССР оплачивала лишь косвенные затраты.


Схема метрополитена.

В 1991 году смета строительства составила 457 миллионов рублей, для нужд метро было снесено 137 зданий, в том числе 92 жилых дома. С 1994 года финансирование стало падать на 15-20 % в год и срок сдачи первой очереди был отодвинут на неопределённое время. В 1995 году была проведена комплексная экспертиза, в ходе которой выяснилось, что на строительство первой очереди метро понадобится 101 млрд тенге. К 1997 году государство имело многомесячные долги по зарплате перед метростроителями. В этот период предпринимались неоднократные попытки найти инвесторов.

3 декабря 2002 года аким Алма-Аты Виктор Храпунов заявил, что «на стройку метро средства придётся занимать. Если к 2003 году администрация города не сможет найти внешние инвестиции для завершения строительства метрополитена, проект будет финансироваться из республиканского бюджета». Для завершения строительства город планировал привлечь 550 миллионов долларов иностранных инвестиций, а правительство готово было предоставить гарантии ещё на 43 миллиона долларов.

В соответствии с государственной программой развития Алма-Аты, утверждённой указам Президента РК от 10 февраля 2003 года, с 2003 года финансирование на строительство метрополитен получает из государственного бюджета Казахстана, так как местные власти не смогли найти внешних источников финансирования.

В конце второго квартала 2007 года был сдан первый готовый объект метрополитена — вентиляционный ствол № 13, который находится на пересечении улиц Фурманова и Маметова. Он функционирует в режиме нагнетания воздуха в строящиеся тоннели, что положительно сказалось на условиях строительства новых и вентиляции уже построенных тоннелей.

В октябре 2010 года впервые состоялась обкатка нового вагона, а уже 15 января 2011 года была доставлена вторая партия вагонов для Первой линии метрополитена. Таким образом, метрополитен укомплектован всеми необходимыми 28 вагонами.


Люди встречают аплодисментами приближающийся поезд.

По состоянию на март 2011 года полностью завершена отделка станций «Райымбек Батыр», «Жибек Жолы» и «Алатау», из 24 эскалаторов установлено 18, из 29 необходимых вентиляторов — 11, кабельная продукция уложена на 50 %. Все необходимые работы будут завершены в августе 2011 года. Единственная станция, которая не будет готова в первом полугодии нынешнего года — это станция «Байконур», так как для её отделки используются материалы в стиле «хай-тек», которые только начали поступать из Германии.

В апреле 2011 года был завершен монтаж ходового рельса в правом перегонном тоннеле, а 7 июля 2011 года в левом, таким образом для завершения строительства осталось закончить отделочные работы, обкатку вагонов по линии и обучение персонала.

Метрополитен открылся для всеобщего пользования 1 декабря 2011 года. В торжественной церемонии открытия Алматинского метро участвовал президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Власти города предполагают, что метрополитен позволит значительно улучшить экологическую ситуацию Алма-Аты и снимет нагрузку с автотрасс города.

Краткое описание

Первая очередь первой линии имеет длину 8,56 км и состоит из 7 станций. Она проходит от пр. Райымбека в южном направлении под ул. Фурманова до пр. Абая и далее по нему в западном направлении до пр. Гагарина. По линии курсируют семь четырёхвагонных поездов (на полной первой линии в будущем — 20). Интервал движения — 9 минут, в часы пик сокращается до 3 минут. Средняя скорость движения около 40 км/час. Время проезда по первой очереди первой линии составляет примерно 16 минут. Подвижной состав — современные поезда производства южнокорейского концерна Hyundai со сквозным проходом, кондиционированием в салонах, режимом полного автоведения и другими особенностями. Имеется одно электродепо — "Райымбек Батыр" (к северу от одноимённой станции).


Райымбек Батыр × Жибек Жолы × Алмалы × Абай × Байконур × Театр имени Ауэзова × Алатау

Среди них две станции — односводчатые мелкого заложения, остальные — глубокого заложения.

Часто в СМИ критикуется трассировка первой очереди Первой линии метрополитена, так как она проходит мимо самых оживлённых частей города.

Особенности

25 марта 2011 года началось строительства второго участка первой линии. Также планируется создание второй линии предположительно из десяти станций.

Первый участок строится в тоннелях диаметром 5,1 м. Планируется, что на последующих участках будут сооружаться тоннели диаметром 14 м для поездов метро на нижнем ярусе и автомобилей на верхнем — с закупкой соответствующих ТПК.

Стоимость проезда в метрополитене 80 тенге (то есть тринадцать российских рублей).

Hosted by uCoz