Главная Гостевая книга Новости Типы станций Даты метро Поиск
Московский метрополитен

Московский метрополитенметрополитен в Москве и частично в Московской области. Является рельсовым внеуличным общественным транспортом на электрической тяге. Это вторая по интенсивности использования система метро в мире после метрополитена Токио.

Общая характеристика

На сегодняшний день система состоит из двенадцати линий общей протяжённостью 301,2 км (в двухпутном исчислении). На этих линиях располагаются 182 станции, из которых 44 признаны объектами культурного наследия. Метрополитеном пользуются ежедневно в среднем 6,5 миллионов человек, и, как уже говорилось, это вторая по интенсивности использования система метрополитена в мире, лишь недавно уступившая первое место метрополитену Токио. Известно также богатой отделкой многих станций с образцами искусства эпохи социалистического реализма.

Из истории метрополитена


Трасса первого участка

Самые первые предложения построить метрополитен в Москве звучали ещё в 1875 году, но до проекта тогда дело не дошло. В 1902 году инженеры Е. К. Кнорре и П. А. Балинский предложили свой проект метрополитена, но он был отклонён городской Думой со следующей формулировкой: «Господам Кнорре и Балинскому в их домогательствах отказать…». В 1913 году Московская городская управа разработала собственный проект подземной железной дороги, но началу строительства помешала Первая Мировая война.

Возросшая транспортная нагрузка потребовала принятия решения о строительстве метрополитена. В 1923 году проект московского метрополитена был заказан иностранной компании Siemens Bauunion GmbH. К 1925 году немецкий проект, включавший 80 км тоннелей и 86 станций, был готов. Однако денег на реализацию не нашли, и проект Siemens Bauunion GmbH остался на бумаге.

К 30-м годам XX века загруженность трамвайных линий стала превышать все мыслимые пределы. 15 июня 1931 года на Пленуме ЦК ВКП(б) после доклада первого секретаря Московского горкома партии Л. М. Кагановича было принято решение о строительстве Московского метрополитена, посколько трамваи уже не могли справиться с наплывом пассажиров. В докладе указывалось, что интервал движения трамваев должен быть 12 секунд летом и 20 секунд зимой, что было невыполнимой задачей. В ноябре 1931 года началось строительство первого опытного участка на Русаковской улице.

В ходе проектирования возник спор о будущих станциях метро. Вначале предполагалось построить станции мелкого заложения, поскольку были гелологические данные только до пятнадцатиметровой глубины. Однако Московским инженером В. Л. Маковским была обоснована возможность и необходимость прокладки в сложных условиях московских грунтов тоннелей глубокого заложения.

Московский метрополитен был открыт 15 мая 1935 года. Пусковый комплекс включал в себя 11,5 км трассы, 13 станций и 14 поездов. Первая очередь шла от станции «Сокольники» до станции «Парк культуры», с ответвлением на «Смоленскую».

Линии

Линия Кол-во
станций
Длина
в км
1 Сокольническая 19 26,1
2 Замоскворецкая 20 36,9
3 Арбатско-Покровская 21 43,5
4 Филёвская 13 14,9
5 Кольцевая 12 19,4
6 Калужско-Рижская 24 37,6
7 Таганско-Краснопресненская 19 35,9
8 Калининская 7 13,1
9 Серпуховско-Тимирязевская 25 41,2
10 Люблинская 17 29
11 Каховская 3 3,3
Л1 Бутовская линия лёгкого метро 5 5,5
Станции

Общее число станций на данный момент — 185, из которых:

Связь между линиями осуществляется при помощи двадцати шести пересадочных узлов, среди которых один — четырёхстанционный, семь — трёхстанционных и восемнадцать — двухстанционных. Четыре узла имеют кроссплатформенную пересадку, то есть движение на них организовано таким образом, что для пересадки с одной линии на другую пассажиру достаточно перейти на другую сторону одной платформы, а не переходить на другую станцию или платформу.

Все станции имеют наземные или подземные вестибюли. Поздемные вестибюли являются совмещёнными с подуличными пешеходными переходами. Наземные вестибюли представляют собой отдельные здания или встроены в другие здания.

На 128 станциях имеются эскалаторы, общее их количество в метрополитене составляет 651 единицу. Также вход-выход с некоторых станций осуществляется по лестницам. На новых станциях также имеются лифты или специальные пандусы для лиц с ограничениями опорно-двигательной системы.

Подвижной состав


Вагон типа 81-717/714

В настоящее время эксплуатируются вагоны семи типов:

  • Вагоны типа Еж3 и Ем-508Т обслуживают Таганско-Краснопресненскую линию. На данный момент — самые старые вагоны, однако недавно закончена их модернизация, и срок их эксплуатации продлился на 15 лет.
  • Вагоны типа 81-717/714 обслуживают Замоскворецкую, Кольцевую, Калининскую, Серпуховско-Тимирязевскую и Каховскую линии.
  • Вагоны типа 81-720/721 «Яуза» обслуживают Каховскую линию.
  • Вагоны типа 81-720.1/721.1 «Яуза» обслуживают Люблинскую линию. От предыдущего типа отличаются асинхронным приводом с микропроцессорной системой управления, изменённым дизайном салона.
  • Вагоны типа 81-740/741 «Русич» обслуживают Бутовскую линию. Каждый вагон представляет собой две сочленённые секции на трёх тележках.
  • Вагоны типа 81-740.1/741.1 «Русич» отличаются от 81-740/741 асинхронным приводом производства ОАО «Метровагонмаш». Обслуживают Арбатско-Покровскую и Филёвскую линии.
  • Вагоны типа 81-740.4/741.4 «Русич». В отличие от 81-740.1/741.1, вагоны имеют шесть дверей в неголовных секциях, оборудованы системами кондиционирования и видеонаблюдения в салоне. Обслуживают Арбатско-Покровскую и Кольцевую линии. Этими вагонами планируется заменять весь подвижной состав Кольцевой линии.

В Московском метрополитене существует традиция создания именных поездов. В данный момент в эксплуатации находятся семь таких составов:

  • "Народный ополченец". Посвящён ветеранам Великой Отечественной войны, работавшим в метро и метрострое. Ходит по Замоскворецкой линии.
  • "Курская дуга". Оформлен в память об участии бронепоезда «Московский метрополитен» в Курской битве. Ходит по Сокольнической линии.
  • "Красная стрела — 75 лет". Пущен в честь 75-летия фирменного поезда «Красная стрела», оформлен по заказу ОАО «РЖД». Ходит по Сокольнической линии.
  • "Акварель". Поезд-галерея с репродукциями картин Сергея Андрияки, акварельных шедевров Русского музея и музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Ходит по Арбатско-Покровской линии.
  • "Читающая Москва". Оформлен цитатами и иллюстрациями из произведений классиков отечественной и зарубежной литературы. Ходит по Кольцевой линии.
  • Ретропоезд "Сокольники". Стилизован под первый поезд Московского метрополитена, который состоял из вагонов типа А. Ходит по Сокольнической линии.
  • "Поэзия в метро". Курсирует по Филёвской линии с 17 ноября 2010 года . Он призван знакомить пассажиров метро с поэтами разных стран мира. Первая подборка стихов посвящена творчеству пяти знаменитых чилийских поэтов.

На данный момент имеется пятнадцать действующих электродепо:

# Название Дата открытия Обслуживает линии
1 Северное 26 апреля 1935 1
2 Сокол 10 сентября 1938 2
3 Измайлово 14 января 1950 1
4 Красная Пресня 1 апреля 1954 5
5 Калужское 13 октября 1962 6
6 Планерное 28 декабря 1975 7
7 Замоскворецкое 10 июля 1969 2, 11
8 Варшавское 4 ноября 1983 9, Л1
9 Фили 1 января 1962 3, 4
10 Свиблово 30 сентября 1978 6
11 Выхино 31 декабря 1966 7
12 Новогиреево 30 декабря 1979 8
13 Черкизово 24 июня 1990 1
14 Владыкино 1 марта 1991 9
15 Печатники 27 декабря 1995 10
График работы

Московский метрополитен работает с 5:20 до 01:00. На многих станциях с двумя и более выходами только один открыт всё время, остальные же работают по сокращённому графику. Ровно в 1 час ночи останавливаются эскалаторы для входа пассажиров и в переходах, все станции работают только на выход. В 01:03 с конечных станций отправляется последний поезд (со станции «Митино» — в 1:04, со станции «Александровский сад» в сторону «Международной» — в 1:08). У припозднившихся пассажиров ещё есть шанс уехать из центра города на окраину — последние поезда на радиальных линиях проходят центральные станции в районе 01:20 — 01:30.

Средний интервал между поездами (от отправления одного состава до отправления следующего) составляет 2,5 минуты. Минимальный интервал в «часы пик» — 90 секунд, максимальный интервал может достигать 10 минут (например, ночью в выходные). На малозагруженных линиях держатся интервалы порядка 4—5 минут. На станциях «Выставочная» и «Международная» поезда отправляются раз в 8 минут.

Пассажиропоток

Количество пассажиров в метро зависит от времени. Наибольший пассажиропоток наблюдается в часы пик: с 8:00 до 9:00 и с 18:00 до 19:00. Наименьший пассажиропоток — с 0:00 до 1:00. В выходные пассажиров в метро почти в два раза меньше, чем в будни.

По данным 2008 года, наибольший среднесуточный пассажиропоток был отмечен в декабре (7637,1 тысяч человек), а наименьший — в январе (6156,5 тысяч человек). Максимальная суточная перевозка 2008 года была зафиксирована 26 декабря — 9352 тысяч человек. Абсолютный рекорд перевозки пассажиров за всю историю был достигнут в дни празднования 850-летия Москвы, когда метрополитен ежедневно принимал до 14 млн пассажиров.

Годовое количество перевезённых пассажиров с 2000 по 2009 год показано на нижеприведённом графике. По мнению бывшего начальника Московского метрополитена Дмитрия Гаева причиной снижения стал мировой финансовый кризис.

Hosted by uCoz