Главная Гостевая книга Новости Типы станций Даты метро Поиск
Петербургский метрополитен

Петербургский метрополитен — скоростная внеуличная транспортная система Санкт-Петербурга и частично в Ленинградской области. После открытия 15 ноября 1955 года стал вторым в СССР метрополитеном после московского.

Общая характеристика


Трасса первого участка

Строительство Петербургского метрополитена обсуждалось ещё в конце XIX века. Практически все дореволюционные проекты метро отличались преимущественно наземными и даже эстакадными линиями (наподобие Венского или Парижского метрополитенов), однако обслуживание таких линий в условиях Петербурга было бы сопряжено с некоторыми трудностями. Для строительства тоннеельных линий, притом на большой глубине, в Питере тогда не было материальных и технических ресурсов.

Вновь вопрос о проектировании подземного метрополитена был поставлен в 1938 году, по инициативе самого Косыгина, тогда занимавшего пост Председателя исполкома ленинградского городского совета. Вскоре после начала строительства началась Великая Отечественная война, и, в связи с недостатком средств, пройденные стволы и выработки пришлось затопить.

Строительство возобновилось в 1947 году. 7 октября 1955 года запущен первый обкаточный электропоезд. 5 ноября 1955 года был подписан акт о сдаче в эксплуатацию первой очереди ленинградского метрополитена. Через десять лет после окончания войны, в начале Оттепели, город получил подземный транспорт, оформленный в стиле сталинской архитектуры. Торжественное открытие состоялось 15 ноября. В общей сложности правительственными наградами было награждено 1023 участника строительства первой очереди метрополитена.

Линии метрополитена

Линия Кол-во
станций
Длина
в км
1 Кировско-Выборгская 19 29,6
2 Московско-Петроградская 18 30,1
3 Невско-Василеостровская 10 22,5
4 Правобережная 8 11,2
5 Фрунзенско-Приморская 10 16,8
Станции

Станции распределены по пяти линиям, сообщающимся с помощью семи пересадочных узлов. Шесть из них являются двухстанционными и лишь один — трёхстанционным. Узел Технологический институт-1Технологический институт-2 имеет кроссплатформенную пересадку. Кроме того, существует станция «Спортивная», построенная в качестве двухуровневой кроссплатформенной, однако до ввода Кольцевой линии в эксплуатацию она не будет являться узловой.

Общее число станций на данный момент — 65. Из них только три — мелкого заложения (все три — колонные трёхпролётные), четыре — наземные (все крытые), остальные станции — глубокого заложения. Из них:

Подвижной состав


Вагон типа 81-717/714

В настоящий момент используются вагоны 81-717/714, E, Em и некоторые другие. На Кировско-Выборгской линии используются восьмивагонные составы, на остальных линиях — шестивагонные.

Имеется одно ремонтное депо — "Дачное" (открыто в 1970) и пять эксплуатационных депо — "Автово" (1955), "Московское" (1972), "Северное" (1979), "Невское" (1986) и "Выборгское" (2000).

График работы

Как и в Московском метрополитене, на станциях с двумя только один открыт всё время, остальные же работают по сокращённому графику. Вестибюли станций открываются в промежутке между 5:30 и 5:55, закрываются — между 0:00 и 0:45. У каждой станции есть своё время открытия и время закрытия, в отличие от станций Московского метро, где все станции закрываются одновременно в 1:00.

Пассажиропоток

По пассажиропотоку Петербургский метрополитен занимает двенадцатое место в мире: в 2008 году он перевёз 836 миллионов человек, обойдя по этому показателю такие системы метрополитена, как метро Каира, Сан-Паулу, Берлина, Рима, Праги, Дели и многих других городов. По объёму перевозок метрополитен превосходит все виды наземного общественного транспорта Санкт-Петербурга.

Особенности

Уже более тридцати лет названия станций в поездах Петербургского метрополитена объявляются голосом диктора Ленинградского телевидения Михаила Быкова.

Впервые в мире использованы станции закрытого типа («горизонтальный лифт»). В петербургском метро их 10, первая из них — «Парк Победы». В настоящее время подобные станции более не сооружаются, однако существующие являются характерной «визитной карточкой» Петербургского метрополитена. Машинисты, работающие на линиях с такими станциями, получают прибавку к зарплате.

До 1982 года (открытие метро в Хельсинки) — самое северное метро в мире. Станция «Парнас» — самая северная станция метро России, «Приморская» — самая западная.

В 1955 году первый поезд прибыл на станцию с финским названием — «Автово».

Определённая часть станций метрополитена расположена в зоне, подтопляемой при наводнениях. Поэтому наземные вестибюли этих станций приподняты на несколько ступенек над окружающим ландшафтом и оборудованы громоотводами.

Станция Петербургского метрополитена «Проспект Ветеранов» является самой загруженной в России.

На 2010 год сеть метро в Петербурге развита недостаточно. Несмотря на то, что Санкт-Петербург больше Москвы по территории примерно в полтора раза, длина линий и количество станций в нём в 3 раза меньше, чем в столице. Из 18 районов города в 6 метро отсутствует, существуют районы (например, Красногвардейский, Приморский, Фрунзенский), слабо охваченные сетью метрополитена. 5 млн. жителей обслуживают 5 линий метро, из них три имеют 10, 10 и 8 станций.

Hosted by uCoz