Станция "закрытого типа" — особый тип колонно-стеновой станции метрополитена глубокого заложения без боковых посадочных платформ. По обеим сторонам центрального зала находятся проёмы, закрытые станционными дверьми, отделяющими тоннели, где останавливаются прибывающие поезда, от зала.
Основные преимущества:
- Сокращение сроков строительства и значительно меньшая стоимость работ.
- Вопрос безопасности: пассажиры и работники метрополитена максимально изолированы от движущихся составов и путевого хозяйства.
- Более комфортные для пассажиров условия пребывания на станции (например, значительное уменьшение шума от проходящих поездов).
Однако на практике оказалось, что станции данного типа имеют также существенные недостатки, как то:
- Станции оказались дороже и сложнее в эксплуатации.
- Снижается пропускная способность станции из-за того, что при остановке поезда приходится точно совмещать двери поезда с дверями станции, что приводит к увеличению времени стоянки, и, как следствие, увеличению интервалов движения поездов.
- Площадь станции почти в три раза меньше обычной, что также уменьшает её пропусную способность.
- Для этих станций пришлось конструировать новые типы вагонов в связи с необходимостью выдерживать заданное станциями расстояние между дверьми.
О технических особенностях станции. Поезда останавливаются с таким расчётом, чтобы створы дверей его вагонов точно совпадали со створами дверей зала. Совмещение дверей поезда и станции производится машинистом по освещённому знаку «Остановка первого вагона». Контроль за совмещением производится при помощи специального светильника, состоящего из блока ламп и фотоэлемента и находящегося на уровне первого вагона.
Специальное устройство синхронизирует время, очерёдность и скорость открытия и закрытия дверей вагонов и станции. Открытие дверей может производиться как автоматически, так и с пульта управления для машиниста. Также имеется возможность внештатного открытия конкретной двери ключом с платформы.
Во избежание попадания людей и посторонних предметов между станционными дверями и поездом установлены две системы контроля — основная и подменная. Эти системы при помощи инфракрасного луча определяют, свободен ли просвет между поездом и станционной стеной. В случае попадания чего-либо в это пространство в рельсовую цепь подаётся нулевая частота для запрещения отправления поезда.
Станции данного типа имеются только в Санкт-Петербурге в количестве десяти штук. Больше нигде такие станции не строились.