Московский метрополитен Московский метрополитен — метрополитен в Москве и частично в Московской области. Является рельсовым внеуличным общественным транспортом на электрической тяге. Это вторая по интенсивности использования система метро в мире после метрополитена Токио.
Общая характеристика На сегодняшний день система состоит из двенадцати линий общей протяжённостью 301,2 км (в двухпутном исчислении). На этих линиях располагаются 182 станции, из которых 44 признаны объектами культурного наследия. Метрополитеном пользуются ежедневно в среднем 6,5 миллионов человек, и, как уже говорилось, это вторая по интенсивности использования система метрополитена в мире, лишь недавно уступившая первое место метрополитену Токио. Известно также богатой отделкой многих станций с образцами искусства эпохи социалистического реализма. Из истории метрополитена
Самые первые предложения построить метрополитен в Москве звучали ещё в 1875 году, но до проекта тогда дело не дошло. В 1902 году инженеры Е. К. Кнорре и П. А. Балинский предложили свой проект метрополитена, но он был отклонён городской Думой со следующей формулировкой: «Господам Кнорре и Балинскому в их домогательствах отказать…». В 1913 году Московская городская управа разработала собственный проект подземной железной дороги, но началу строительства помешала Первая Мировая война. Возросшая транспортная нагрузка потребовала принятия решения о строительстве метрополитена. В 1923 году проект московского метрополитена был заказан иностранной компании Siemens Bauunion GmbH. К 1925 году немецкий проект, включавший 80 км тоннелей и 86 станций, был готов. Однако денег на реализацию не нашли, и проект Siemens Bauunion GmbH остался на бумаге. К 30-м годам XX века загруженность трамвайных линий стала превышать все мыслимые пределы. 15 июня 1931 года на Пленуме ЦК ВКП(б) после доклада первого секретаря Московского горкома партии Л. М. Кагановича было принято решение о строительстве Московского метрополитена, посколько трамваи уже не могли справиться с наплывом пассажиров. В докладе указывалось, что интервал движения трамваев должен быть 12 секунд летом и 20 секунд зимой, что было невыполнимой задачей. В ноябре 1931 года началось строительство первого опытного участка на Русаковской улице. В ходе проектирования возник спор о будущих станциях метро. Вначале предполагалось построить станции мелкого заложения, поскольку были гелологические данные только до пятнадцатиметровой глубины. Однако Московским инженером В. Л. Маковским была обоснована возможность и необходимость прокладки в сложных условиях московских грунтов тоннелей глубокого заложения. Московский метрополитен был открыт 15 мая 1935 года. Пусковый комплекс включал в себя 11,5 км трассы, 13 станций и 14 поездов. Первая очередь шла от станции «Сокольники» до станции «Парк культуры», с ответвлением на «Смоленскую». Линии
Станции Общее число станций на данный момент — 185, из которых:
Связь между линиями осуществляется при помощи двадцати шести пересадочных узлов, среди которых один — четырёхстанционный, семь — трёхстанционных и восемнадцать — двухстанционных. Четыре узла имеют кроссплатформенную пересадку, то есть движение на них организовано таким образом, что для пересадки с одной линии на другую пассажиру достаточно перейти на другую сторону одной платформы, а не переходить на другую станцию или платформу. Все станции имеют наземные или подземные вестибюли. Поздемные вестибюли являются совмещёнными с подуличными пешеходными переходами. Наземные вестибюли представляют собой отдельные здания или встроены в другие здания. На 128 станциях имеются эскалаторы, общее их количество в метрополитене составляет 651 единицу. Также вход-выход с некоторых станций осуществляется по лестницам. На новых станциях также имеются лифты или специальные пандусы для лиц с ограничениями опорно-двигательной системы. Подвижной состав
В настоящее время эксплуатируются вагоны семи типов:
В Московском метрополитене существует традиция создания именных поездов. В данный момент в эксплуатации находятся семь таких составов:
На данный момент имеется пятнадцать действующих электродепо:
График работы Московский метрополитен работает с 5:20 до 01:00. На многих станциях с двумя и более выходами только один открыт всё время, остальные же работают по сокращённому графику. Ровно в 1 час ночи останавливаются эскалаторы для входа пассажиров и в переходах, все станции работают только на выход. В 01:03 с конечных станций отправляется последний поезд (со станции «Митино» — в 1:04, со станции «Александровский сад» в сторону «Международной» — в 1:08). У припозднившихся пассажиров ещё есть шанс уехать из центра города на окраину — последние поезда на радиальных линиях проходят центральные станции в районе 01:20 — 01:30. Средний интервал между поездами (от отправления одного состава до отправления следующего) составляет 2,5 минуты. Минимальный интервал в «часы пик» — 90 секунд, максимальный интервал может достигать 10 минут (например, ночью в выходные). На малозагруженных линиях держатся интервалы порядка 4—5 минут. На станциях «Выставочная» и «Международная» поезда отправляются раз в 8 минут. Пассажиропоток Количество пассажиров в метро зависит от времени. Наибольший пассажиропоток наблюдается в часы пик: с 8:00 до 9:00 и с 18:00 до 19:00. Наименьший пассажиропоток — с 0:00 до 1:00. В выходные пассажиров в метро почти в два раза меньше, чем в будни. По данным 2008 года, наибольший среднесуточный пассажиропоток был отмечен в декабре (7637,1 тысяч человек), а наименьший — в январе (6156,5 тысяч человек). Максимальная суточная перевозка 2008 года была зафиксирована 26 декабря — 9352 тысяч человек. Абсолютный рекорд перевозки пассажиров за всю историю был достигнут в дни празднования 850-летия Москвы, когда метрополитен ежедневно принимал до 14 млн пассажиров. Годовое количество перевезённых пассажиров с 2000 по 2009 год показано на нижеприведённом графике. По мнению бывшего начальника Московского метрополитена Дмитрия Гаева причиной снижения стал мировой финансовый кризис. |